История

Смерть Кенесары

«Последний бой Кенесары с киргизскими войсками произошел в горах Кекли, восточнее села Токмак, недалеко от города Пишпек. Войска Кенесары стояли на горном плато Майтобэ, в 1-2 км от реки Шу. На протяжении веков киргизы называли Майтобе «кровавой землей».

К северо-востоку от Майтобе находится гора Кекли, которую местные жители называют «священным холмом». К западу от этого холма лежит долина Караконыс, которая простирается до реки Шу. Эта долина делится на две части: одна называется «Алмалы сай», а прилегающая к ней долина — «Саулман». Эти долины богаты лесами, и по ним протекает река. Кенесары был захвачен киргизскими манапами в Алмалы Сай. Штаб Кенесары располагался в Майтобе. До наших дней сохранились остатки временной крепости, построенной сторонниками Кенесары, яма, вырытая на восточной стороне плато, и каменный курган.

Заранее было известно, что судьба битвы Кенесары с киргизами закончится победой киргизов. Сначала командиры царских отрядов консультировались с руководством по плану боевых действий. В своем донесении генерал-майору Вишневскому Жаукул Нюхалов писал: Я позвонил. «

Во-вторых, казахский султан Рустем и Сипатай би присоединились к движению Кенесары, опасаясь мародерства. В ночь перед боем они бежали от войск Кенесары. Мадибек Беккожаев рассказывает: «Сипатай и Рустем ночью разделили свои войска, перешли реку Шу и достигли реки Мыкан, до рассвета ища переправу. В этот момент они были замечены киргизской армией и атакованы. Враг позади, впереди непроходимое болото, и при этом казахи были убиты, а некоторые попали в плен ».

Не забыта услуга Сипатая и Рустема. Позже Манап Жантай Карабеков попросил пограничника Сибирского Кыргызстана наградить Султана Рустема: «Рустем Султан и Сипатай Алибеков взяли танцующие войска и ушли, а я смог победить Кенесары».

В-третьих, кокандские опорные пункты сдали свои войска Лесному Манапу.

Осознавая безвыходность положения, Кенесары созвал военный совет и рассмотрел способы прорыва блокады. Наурызбай предложил Кенесары: «Дайте мне 200 здоровых мужчин из племени тама во главе с Курман батыром и Агыбай батыром, и я с этими ребятами нападу и уничтожу киргизскую линию». Хотя все поддержали это предложение, Кенесары не согласился. «Если мы прорвемся, мы убежим», — сказал он. Постящийся будет спасен. И подавляющее большинство населения умрет. Если я сбегу как лидер армии, я больше не буду ханом народа ».

Кенесары предлагал заколоть всех лошадей, оставив на пропитание только 30 лошадей, и выйти пешком с копьем в руке. Но его предложение никто не поддержал. Решено было подождать до следующего дня, думая, что прибудет помощь. Но на помощь никто не пришел.

Кенесары и Наурызбай решили повести свои отряды и прорвать осаду.

Кенесары и его отряд пытались прорваться через болотистую реку Карасуйк. Многие люди утонули при переходе через реку, но солдаты пытались спасти Кенесары. Участник восстания так описал инцидент: «Сотни кенесаровцев утонули после избиения черных кыргызов, но когда они умерли, они пытались спасти своего любимого султана Кенесары. Принеся себя в жертву, они изменили имя султана с утопающего и дали свои имена.

Попытки прорвать осаду не увенчались успехом. Наурызбай и его отряд погибли в ожесточенном бою. Кенесары был захвачен манапсом.

Перед тем как покончить жизнь самоубийством, Кенесары еще раз высказал кыргызским манапам свое мнение: давайте прекратим воевать и объединим силы казахов и киргизов для совместной борьбы против общего врага Коканда. Однако и на этот раз официальные лица Кыргызстана не приняли его предложение.

Перед тем как покончить с собой, Кенесары пел, пока собиралась толпа. В своем стихотворении он рассказал обо всей истории нелегкой борьбы за свободу и независимость своей страны, бескрайних Сарыаркинских степях, своих товарищах, погибших в боях. Момент перед убийством Кенесары описывается следующим образом: Песню пели долго, и публика слушала. Слова песни тронули сердце слушателя и тронули его сердце. В своем стихотворении он всю жизнь вспомнил в степи, где родился и вырос, в деревне, где родился.

Смерть Кенесары стала тяжелым ударом для его товарищей и военных друзей.

 

Источник: Источник: Е. Бекмаханов. «Казахстан в 20-40-х годах XIX века» 1993. Стр. 334-337.

Больше:История

История

История пословиц

Однажды наш предок Ходжа Ахмед Яссави разговаривал со своими учениками: — Пророк Мухаммед разговаривал с ...

Оставьте коментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам также может понравиться